Буквальное толкование положений части третьей ст. 133 ТК РФ и части первой ст. 129 ТК РФ позволяет заключить, что не менее МРОТ должна быть сумма всех элементов заработной платы, включая компенсационные и стимулирующие выплаты.
При этом Конституционный Суд в постановлении от 07.12.2017 № 38-П пришел к выводу, что положения статей 129 и 133 ТК РФ по своему конституционно-правовому смыслу не предполагают включения в состав МРОТ районных коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Позднее Конституционный Суд РФ (в постановлениях от 11.04.2019 № 17-П и от 16.12.2019 № 40-П) заключил, что взаимосвязанные положения ст. 129, частей первой и третьей ст. 133, частей первой-четвертой и одиннадцатой ст. 133.1 ТК РФ не предполагают включения в состав заработной платы работника, не превышающей МРОТ (минимальной заработной платы в субъекте РФ), повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, дополнительной оплаты работы, выполняемой в порядке совмещения профессий (должностей).Приведенное толкование перечисленных правовых норм является общеобязательным.Таким образом, из состава заработной платы для целей ее сравнения с МРОТ необходимо исключать все виды доплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных.Авторы нового законопроекта предлагают установить в ТК РФ положение о том, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), без учета компенсационных и стимулирующих выплат не может быть ниже МРОТ. Проект федерального закона уже внесен в Госдуму (Проект федерального закона № 654220-8). Похожий законопроект N 603410-8 (которым предлагалось установить минимальную тарифную ставку заработной платы, оклад не ниже МРОТ) поступил в Госдуму в апреле этого года. Законопроект возвращен авторам в связи с несоблюдением требований ст. 104 Конституции РФ и ст. 105 Регламента Госдумы.В мае 2022 года в часть первую ст. 129 и часть третью ст. 133 ТК РФ предлагали внести изменения, предусматривающие, что месячная заработная плата не может быть ниже МРОТ без учета компенсационных выплат. Проект федерального закона N 119419-8 отклонен, так как:предлагаемое законопроектом исключение из состава заработной платы работника, не превышающей МРОТ, всех видов компенсационных выплат потребует внесения изменений в системы оплаты труда в организациях реального сектора экономики, бюджетной сферы и в государственных органах ;реализация положений законопроекта приведет к дополнительной финансовой нагрузке на субъекты предпринимательской деятельности, что негативно отразится на показателях их финансово-экономической деятельности, а также повлечет значительное увеличение расходов бюджетов бюджетной системы России; при этом в нарушение требований ст. 83 БК РФ законопроектом не определены источники и порядок исполнения соответствующих расходных обязательств.Кроме того, совсем недавно депутаты внесли в Госдуму проект поправок в ст. 133 ТК РФ, согласно которым фактически выплаченная месячная заработная плата работника не может быть ниже установленного МРОТ.