Президент РФ подписал поправки в часть третью Гражданского кодекса РФ, регулирующую вопросы международного частного права.
Этим документом, в частности, устанавливается, что в случае если учрежденное за границей юридическое лицо осуществляет предпринимательскую деятельность преимущественно в РФ, то к требованиям об ответственности по обязательствам юрлица применяется российское право либо по выбору кредитора — личный закон такого юрлица (согласно статье 1202 ГК личным законом юрлица считается право страны, где оно учреждено).
Право собственности и иные вещные права на движимое и недвижимое имущество определяются по праву страны, где это имущество находится, а в отношении воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов, подлежащих госрегистрации – по праву страны, где они зарегистрированы.
Также вносятся изменения в положения о применимом праве к форме сделок. Так, форма сделки подчиняется праву страны, подлежащему применению к самой сделке. Однако сделка не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования права страны места совершения сделки к форме сделки. Совершенная за границей сделка, хотя бы одной из сторон которой выступает лицо, чьим личным законом является российское право, не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования российского права к форме сделки.
Если право страны места учреждения юридического лица содержит особые требования в отношении формы договора о создании юрлица или сделки, связанной с осуществлением прав участника юрлица, форма таких сделок и договора подчиняется праву этой страны. Если сделка либо возникновение, переход, ограничение или прекращение прав по ней подлежит обязательной госрегистрации в РФ, форма такой сделки подчиняется российскому праву. Форма сделки в отношении недвижимого имущества подчиняется праву страны, где находится это имущество, а в отношении недвижимого имущества, которое внесено в госреестр в РФ, — российскому праву.
Также ГК дополняется новой статьей 1216.1, согласно которой при удовлетворении третьим лицом требования кредитора к должнику переход на основании закона прав кредиторов к такому третьему лицу (новому кредитору) определяется по праву, подлежащему применению в отношении между первоначальным кредитором и новым кредитором, если иное не вытекает из закона или совокупности обстоятельств дела.
Новая статья 1217.1 регулирует особенности применения права к отношениям представительства. Так, если представительство основано на договоре, то отношения между представляемым и представителем определяются по правилам ГК о праве, подлежащем применению к договору. Отношения между представляемым или представителем и третьим лицом определяются по праву страны, которое выбрано представляемым в доверенности при условии, что третье лицо и представитель были извещены об этом выборе.
Вопросы права, подлежащего применению к прекращению обязательства зачетом, регулируются в новой статье 1217.2, которая устанавливает, что порядок такого прекращения определяется по праву страны, подлежащему применению, из которого возникло требование и против которого заявляется о зачете.
Новая редакция статьи 1222 регулирует вопросы права, подлежащего применению к обязательствам, возникающим вследствие недобросовестной конкуренции и ограничения конкуренции. Так, к обязательствам, возникающим вследствие недобросовестной конкуренции, применяется право страны, рынок которой затронут или может быть затронут такой конкуренцией, если иное не вытекает из закона или существа договора.
Новым законом также регулируются права, подлежащие к применению к ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков товара, работы или услуги; права, подлежащего применению к определению допустимости требования о возмещении вреда страховщиком; к обязательствам, возникающим вследствие недобросовестного ведения переговоров с целью заключения договора; устанавливаются правила выбора права сторонами обязательств, возникающих вследствие причинения вреда или вследствие неосновательного обогащения.
Закон вступает в силу 1 ноября 2013 года.