Наверное, Кодекс об административных правонарушениях РФ (далее КоАП РФ) самый изменяемый в последние годы нормативно-правовой акт (НПА) наряду с НПА жилищного и налогового законодательства РФ. Не вызывают вопросов изменения, которые конкретизируют какие-то процессуальные моменты. Но вот постоянное ужесточение наказаний — не самый положительный момент в этих изменениях. Как сказал еще в 19 веке М.Е. Салтыков-Щедрин «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения». Однако данный афоризм не слишком применим к законодательству об административных правонарушениях. Штрафы нужны государству для пополнения бюджета. И все надзорные органы работают вовсю для этого. Хотя в задачах, целях и принципах законодательства такого и не указано, а провозглашается совсем иное. Если поступила жалоба — практически 100%, что будет возбуждено производство об административных правонарушениях, если имеется хоть малейшее нарушение и административный состав для него. Административные органы почти никогда сами не выносят постановления о прекращении производства об административном правонарушении по каким-либо реабилитирующим основаниям (за отсутствием вины или состава (события) правонарушения). У судов бывают решения о прекращении административного производства, но абсолютное большинство судов все-таки выносят постановления о привлечении к административной ответственности по рассматриваемым протоколам. Доля прекращенных производств ничтожно мала для правового государства, которым провозглашена Российская Федерация. Ну не может быть такого, что все надзорные органы и суда работают со 100% эффективностью. Такого просто не бывает, от слова совсем. Тем более, уровень профессионализма во многих сферах, в том числе правовой и юридической, оставляет желать лучшего.

Проект нового КОАП РФ на 2020 год.  В данной статье мы рассмотрим планируемые изменения в КоАП РФ (далее — Кодекс), а именно проект нового Кодекса, кардинально нового, который будет принят взамен действующего сейчас. Проект закона размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов для независимой антикоррупционной экспертизы и публичного обсуждения (ID 02/04/01-20/00099059). Новый КоАП РФ планируется ввести с начала 2021 года в случае его принятия. Таким образом, со следующего года у нас будет практически новый Кодекс об административных правонарушениях РФ в случае его принятия. Наряду с КоАП РФ будет введен в действие Процессуальный кодекс РФ, который будет регулировать процесс рассмотрения дел об административных правонарушениях. Проект Процессуального кодекса РФ уже разработан и находится на процедуре оценки его регулирующего воздействия. То есть, вместо действующего сейчас КоАП РФ будет принято 2 Кодекса, его заменяющие. В пояснительной записке к проекту сказано: «...По прошествии 17 лет после вступления КоАП в силу назрела объективная необходимость научного осмысления и анализа сложившейся за эти годы практики его применения, а также критической оценки эффективности его норм с учетом внесенных многочисленных изменений, конституционных требований. Одним из наглядных подтверждений обоснованности такой критической оценки может служить статистика внесенных в КоАП изменений. Так, за вышеуказанный период принято 654 федеральных закона, которыми в КоАП внесено уже свыше 4 800 изменений. При этом вносимые в КоАП изменения зачастую не носят системного характера, что приводит к нарушению единства правового регулирования сходных по своему содержанию общественных отношений, неурегулированности ряда ключевых для сферы административной ответственности общественных отношений и, в конечном счете, негативным образом влияет на обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц. ...Все это обуславливает необходимость пересмотра норм действующего законодательства об административных правонарушениях, и главным результатом такой работы должна стать стабильность нового правового регулирования отношений в сфере административной ответственности». Цель изменений в Кодекс хорошая, главное, чтобы при его толковании эти цели не были искажены, как иногда (и даже часто) происходит на практике. Все последующие изменения в обновленный Кодекс по общему правилу будут вступать в силу не ранее, чем через три месяца с момента их опубликования, а проекты изменений в КоАП РФ могут быть внесены на рассмотрение только после получения официального отзыва Правительства РФ. В КоАП РФ будут введены понятия грубого административного правонарушения, но решение о признании нарушения грубым также может быть принято судом при наличии определенных оснований. Также вводятся понятия длящегося, продолжаемого, однородного и повторного правонарушения, совокупности правонарушение. Многих этих понятий нет в действующем КоАП РФ. Разъяснения и оценку таким понятиям ранее давали суды в своих решениях по делам, а также Постановлениях Пленума ВС РФ, так как не все из них имелись в Кодексе. Индивидуальные предприниматели (ИП) будут привлекаться к ответственности независимо от факта регистрации их в этом качестве, если осуществляют предпринимательскую деятельность, в отношении которой осуществляется государственный или муниципальный надзор. То есть, в отношении людей, занимающихся бизнесом и не платящих налоги, наказания будут ужесточены. К сожалению, «внутреннее убеждение» наших судей в абсолютном большинстве направлены на обвинительный уклон что в уголовном, что в административном производстве. И главный принцип административного наказания «все неустранимые сомнения трактуются в пользу привлекаемого к ответственности» практически забыт и не применяется многими представителями судебной власти и административных органов. Хорошей новостью для управляющих организаций являются изменения о запрете одновременного привлечения за одно и то же нарушение и юридического и должностного лица. Но исключением будут являться «отдельные случаи» (по усмотрению административного органа или суда). Насколько часто будут такие случаи «исключений» также покажет время. В новом Кодексе исключается возможность назначения нескольких наказаний за несколько однородных нарушений. Для граждан будет применяться общее правило: за впервые совершенное правонарушение при отсутствии отягчающих обстоятельств будет назначаться предупреждение. А также сокращен предельный срок обязательных работ (с 200 до 60 часов), уточнен перечень лиц, которые не могут быть подвергнуты аресту, в том числе и по состоянию здоровья. Кстати, если не будет установлено отягчающих обстоятельств, то предупреждением можно будет заменить любой штраф за первое нарушение, которое не считается грубым, а не только субъектам малого бизнеса, как сейчас. В действующем Кодексе есть составы, по которым замена штрафа на предупреждения вообще невозможна, так как это просто не предусмотрено сейчас в нем. Планируется исключение верхнего и нижнего предела штрафов для большинства составов правонарушений. Будет установлен предельный размер только для региональных штрафов, который составит максимум 5 тыс. рублей для граждан, 50 тыс. рублей — для должностных лиц, 100 тыс. рублей — для предпринимателей и 500 тыс. рублей — для юридических лиц. Этот верхний предел обязателен для законов субъекта РФ об административных правонарушениях, в которых бывают штрафы в размере и до миллиона рублей. Минимальный размер штрафа, который можно снизить, в новом КоАП составит для должностных лиц — 10 тыс. рублей, для ИП — 20 тыс. рублей. Для юридических лиц (ЮЛ), к сожалению, не поменяется ситуация, снижаемый штраф составит не менее 100 тыс. рублей. По многим составам увеличились суммы штрафных санкций и даже в 20-30 раз (ну куда же без этого…), особенно в области дорожного движения. Хотя нужно сказать, что имеются и составы, по которым штрафы уменьшены (конечно, их меньшинство). Само количество административных составов также уменьшится, но не слишком значительно. Еще одним отрицательным нововведением можно назвать нормы о конфискации имущества, не являющегося орудием или предметом совершения правонарушения. Это могут быть теперь автотранспорт, прицепы, маломерные суда. Сомнительные перспективы рисует данная норма, если ее все-таки введут. Хорошим изменением для юридических лиц является то, что административное приостановление деятельности (в новом КоАП РФ — административный запрет) теперь будет возможно максимум до 30 суток. В действующем Кодексе он составляет 90 суток. Кстати, сейчас в связи с пандемией известного всем вируса, такой рычаг, как административное приостановление деятельности будет активно применяться и уже применяется к тем, кто не исполнил указания о закрытии различных увеселительных, спортивных и иных заведений. Пока до 90 суток - как в действующем законодательстве. Скидка на оплату штрафов в размере 50% за быструю оплату увеличена для многих составов административных правонарушений. Большая часть составов теперь позволяет заплатить штраф со скидкой. Скидки не будет за грубые административные правонарушения. Количество составов правонарушений, где возможно «скидка», увеличится на порядок. Почти 60% составов дают право на нее в новом Кодексе. Не очень позитивным изменением будет увеличение минимального срока давности привлечения к административной ответственности до года, а максимально — до 2 лет. Сейчас такой срок при рассмотрении административным органом составляет 2 месяца, судом - 3 месяца, а для должностных лиц — год, по некоторым составам срок давности еще больше. Представляете, сколько за год можно проверить юридических и должностных лиц, а также привлечь к ответственности? Охвачено их будет по максимуму, я думаю. Особенно мне понравился раздел 5.1. «Расширение, уточнение и конкретизация прав участников осуществляемого органами административной юрисдикции производства по делам об административных правонарушениях на всех его стадиях», изложенный в Концепции нового КОАП РФ (далее — Концепция). В нем говорится в том числе и о необходимости «...Тщательной регламентации требует порядок возбуждения дела об административном правонарушении, подготовки к его рассмотрению и пересмотру, рассмотрения и пересмотра (п. 5.1.1.)... …Более обстоятельного и обоснованного правового регулирования заслуживают вопросы о доказательствах и распределении бремени доказывания в осуществляемом органом административной юрисдикции производстве по делу об административном правонарушении и о развитии института состязательности в производстве по таким делам (п. 5.1.3.). ...Поступающие в уполномоченный орган материалы (сообщения, заявления), содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, а также непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, должны проверяться в процессе контрольно-надзорного производства, и только по его завершении может быть принято решение о возбуждении дела об административном производстве (п. 5.1.5)». А не как сейчас поступают наши органы ГЖН: предписание автоматически означает протокол и практически 99,999% - штраф. Сейчас не надо даже основания в виде заявления жалобщика, а просто: «мероприятия по контролю», «непосредственное обнаружение», «без взаимодействия с проверяемым лицом» и другие избитые, размытые, но слишком расширенно понимаемые и судами, и надзорными органами, фразы. По факту, сейчас сотрудник органа ГЖН запросто, следуя в гости к друзьям или родне, может «непосредственно обнаружить» в подъезде любого МКД правонарушение. Идеальных управляющих организаций (УО) редко встретишь, как и сотрудников компаний, поэтому нарушения представители надзорного органа могут обнаружить всегда и везде, стоит только захотеть… По представительству по делам об административных правонарушениях также грядут изменения, будет более конкретизован этот вопрос, а по некоторым составам правонарушений будет обязательное участие адвокатов по аналогии с Уголовным кодексом. Это касается составов с более тяжкими наказаниями, такими, как административный арест, например. Что касается наших «любимых» в ЖКХ составов административных правонарушений: ст. ст. 7.23.3, 13.19.2, 14.1.3, 19.5 КоАП РФ, которые чаще всего применяются к УО, то по ним можно сказать следующее. Понятно, что новые составы по этим нарушениям, а именно: нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД (ст. 7.23.3. КоАП РФ), осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД без лицензии или с нарушением лицензионных требований (ст. 14.1.3 КоАП РФ), неразмещение информации, размещение информации не в полном объеме или размещение недостоверной информации в ГИС ЖКХ (ст. 13.19.2 КоАП РФ), неисполнение законного предписания надзорного органа (ст. 19.5 КоАП РФ), будут в новом Кодексе совсем под иными номерами статей. В Особенной части нового Кодекса имеется Глава 16 «Административные правонарушения в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), содержания и обслуживания МКД и жилых помещений», в которой содержится 8 статей: с 16.1 по 16.8 КоАП РФ. Их мы и рассмотрим далее более подробно. Статья 16.1. Нарушение требований в отношении использования помещений и общего имущества в многоквартирном доме. Часть 1. Использование жилого помещения не по назначению, за которое предполагается наложение административных штрафов на граждан до 2 до 5 тыс. рублей, на ИП и ЮЛ — от 50 до 300 тыс. рублей. Часть 2. Нарушение порядка переустройства или перепланировки помещений в МКД и (или) общего имущества (ОИ) МКД, за которое предполагается наложение административных штрафов на граждан от 2 до 2,5 тыс. рублей, на должностных лиц от 5 до 30 тыс. рублей, на ИП и ЮЛ — от 50 до 500 тыс. рублей. Статья 16.2. Нарушение требований к содержанию многоквартирного дома. Ответственность по данному составу будет наступать за нарушение лицами, ответственными за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, порядка и правил признания жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. То есть, это почти повторение ст. 7.23.3 действующего КоАП РФ. Санкции данной статьи для должностных лиц — административный штраф от 4 до 5 тыс. рублей, на ИП и ЮЛ — от 40 до 50 тыс. рублей. Прям песня… Немало, но их размер на порядок меньше имеющихся санкций нормы действующей ст. 7.23.3. КоАП РФ. Напомню, что ст. 7.23.3. КоАП РФ за нарушение правил осуществления деятельности по управлению МКД сейчас предусматривает административный штраф для должностных лиц от 50 до 200 тыс. рублей или дисквалификацию до 3 лет, для ИП и ЮЛ — от 150 до 500 тыс. рублей. В действующем КоАП РФ указывалось только на нарушение правил содержания ОИ МКД, но суды и надзорные органы все равно налагали штрафы и за малейшее нарушение всех существующих в ЖКХ Правил и норм. Статья 16.3. Нарушение требований жилищного законодательства к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования. Санкции состава правонарушения: административный штраф от 40 до 50 тыс. рублей - для должностных лиц, от 100 до 200 тыс. рублей - для ЮЛ. Статья 16.4. Нарушение требований законодательства о передаче технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким МКД документов.